Методика проведения исследования
Цель исследования
выявление институциональных, макроэкономических и операционных ограничений, оказывающих влияние на инвестиционную активность, а также описание отраслевых различий и наиболее успешных инвестиционных практик.
Респонденты
топ-менеджеры и/или собственники предприятий
Период проведения
2-23 мая 2025 год
18
углубленных полуструктурированных интервью
Резюме
необходимо выстроить институциональную рамку, способную удерживать предпринимательскую инициативу, компенсировать макроэкономические риски и минимизировать транзакционные издержки.
Институциональные барьеры
Макроэкономическая архитектура
▪ 20-25% - реальная стоимость заимствований (сочетание ставки НБ, банковской маржой и повышенными оценкой рисков)
▪ стоимость капитала делает финансирование экономически нецелесообразным
Институциональная разрозненность
▪ отсутствие координации между госорганами
▪ управленческая асинхронность (госуправление) приводит к наложению противоречивых норм и процедур
Ограниченность производственных ресурсов
▪ В большинстве отраслей зафиксированы проблемы с своевременным подключением к электросетям и водоснабжению, получением земельных участков, подбором технических специалистов.
Модель односторонних рисков
Бизнес берёт на себя ключевые обязательства (запуск, управление проектами и возврат инвестиций), тогда как со стороны государства отсутствуют соразмерные обязательства
Точки системного перезапуска
Стабилизация условий кредитования
▪ формирование программ субсидирования ставок
▪ запуск фондов прямых инвестиций
▪ введение механизмов проектного финансирования с госгарантиями
▪ целевой ориентир — ставка не выше инфляции + 2–4 п.п. на горизонте 5 лет
Цифровизация как институциональная трансформация
▪ отказ от поступательной оцифровки в пользу системных изменений бюрократического аппарата
▪ поддержка цифровизации бизнеса, в т.ч., внедрение ИИ, модернизация оцифровки отношений между властью и бизнесом
▪ упрощение получения земли и доступа к инфраструктуре через механизм «единого окна»
Синхронизация институтов
▪ создание координирующего центра инвестиционной политики
▪ разграничение и синхронизация функций и KPI между ведомствами
▪ формализация вертикали ответственности от министерств до регионов
Унификация условий для всех игроков
▪ формирование «общих правил игры» вместо институциональной кастовости
▪ равный доступ к оффтейк-контрактам, инфраструктуре, субсидиям и финансированию
Либерализация доступа к ресурсам и рынкам
▪ снятие запретов на экспорт (нефть, золото, газ) для увеличения инвестиционной доходности
Факторы, формирующие инвестиционные климат
Инвестиционный климат формируется под влиянием множества ограничений — необходим системный и комплексный подход
Базовая ставка
воспринимается как одно из ключевых макрофинансовых ограничений, существенно влияющее на реалистичность инвестиционных расчётов и доступность долгосрочного финансирования
Повышение ставки НДС
рассматривается как фактор, ухудшающий условия для инвестиционного планирования, в частности оборотного капитала и рентабельности проектов
Состояние финансового рынка
отмечается недостаточное развитие корпоративного финансирования и доминирующая роль отдельных институтов, в частности банка Halyk, как фактического системного кредитора для крупных проектов
Валютные риски
курсовые колебания оказывают прямое влияние на себестоимость, инвестиционные горизонты и финансовую устойчивость проектов
Цифровизация
одновременно признана как фактор потенциала (автоматизация, упрощение процедур) , так и как источник новых рисков и неравномерности доступа к цифровым решениям
Ресурсные ограничения
доступ к квалифицированным кадрам, инженерной и социальной инфраструктуре, к земельным участкам обозначен как один из ключевых факторов, ограничивающих реализацию инвестпроектов
Проблемы закупочной системы
фиксируются структурные и процедурные барьеры при участии в закупках, особенно в квазигосударственном секторе
Доверие к данным и статистике
подчёркивается устойчивый запрос на качественную, своевременную и достоверную информацию как основу для инвестиционного планирования и диалога с государством
Базовая ставка и стоимость капитала
Ожидания бизнеса
▪ Гибкая политика субсидирования процентных ставок
▪ Реформирование механизмов фискальной и кредитной политики, ориентированной на рост экономики, а не только на сдерживание инфляции
▪ Экономика нуждается в балансе между антикризисными мерами и инвестиционным импульсом
▪ Без снижения стоимости капитала — переход к устойчивому росту останется недостижимым
Высокий уровень базовой ставки выступает как структурное ограничение для инвестиционной активности в секторах с длинным циклом и умеренной доходностью
Что отрасли думают о базовой ставке
По мнению предпринимателей, инфляция плюс 2–3 п.п. – это справедливая ставка целевой коридор 10-12% при которой возможны инвестиции в долгосрочные проекты с умеренной доходностью.
Обрабатывающая промышленность, ГМК, добыча золота
«Оптимальной считается ставка в пределах 8–10%. При значениях выше 15% проекты становятся неокупаемыми.»
Энергетика
«Максимально допустимый уровень ставки — 10–11%. Даже при снижении базовой ставки проекты не получают возможности рефинансирования.»
Социальные секторы (образование, здравоохранение)
«Критична доступность финансирования под 7–9%. Общерыночные ставки на уровне 20–25% делают невозможными не только инвестиции, но и устойчивое финансирование текущей деятельности.»
Строительство
«Допустимая ставка — не выше 10%, особенно для инфраструктурных и долгосрочных проектов. Компании минимизируют сроки пользования кредитами или прибегают к внешнему финансированию под 2–3%. Ставки выше 18% делают рынок недоступным для малого и среднего бизнеса.»
Ритейл и дистрибуция
«При ставке выше 15% бизнес замораживает инвестиционные программы. Оптимальный диапазон — 6–9%. Инфляция и курсовая нестабильность дополнительно усложняют расчеты и планирование.»
Гостиничный и сервисный бизнес
«Рентабельность при ставке свыше 10% стремится к нулю. При 25% банки отказывают в кредитовании без внешних гарантий. Особенно уязвимы региональные игроки.»
Повышение НДС и инвестиционные риски
Представители бизнеса воспринимают повышение НДС как системную угрозу для устойчивости бизнес- моделей, особенно в отраслях с невысокой маржинальностью, фиксированными контрактами и социальным характером услуг.
▪ Нерентабельность проектов. В отраслях с долгим инвестиционным циклом (энергетика, строительство, туризм) небольшое увеличение НДС (на 2–4 п.п.) съедает маржу и делает многие проекты нерентабельными.▪ Риски. Потребуется пересмотр условий с рыночными контрагентами по уже заключенным договорам с учетом возможных рисков в будущем.
▪ Уход в тень. Предприниматели предупреждают, что чем выше ставка, тем ниже собираемость. Бизнес либо оптимизирует налоговую нагрузку, либо будет уходить в неформальный сектор.
▪ Утечка бизнеса в другие юрисдикции. В частности, отмечены реальные кейсы переезда компаний и ИП в Кыргызстан и Узбекистан (ниже налоговая нагрузка, процедуры проще). В онлайн-торговле и цифровых сервисах этот тренд уже оформился в устойчивую практику.
▪ Снижение доверия к государству. Бизнес, с одной стороны, признает необходимость увеличения доходной части бюджета, но с другой не видит соответствующей оптимизации госрасходов. Многие респонденты прямо заявляют «16% — это только начало. Дальше будет 20–25%, если не реформировать систему». Подчеркивается, что налоговый рост в условиях слабого спроса и дорогого капитала — это путь к стагнации.