Назад
08.10.2025

Углубленные интервью с топ-менеджерами Казахстана

Методика проведения исследования

Цель исследования
выявление институциональных, макроэкономических и операционных ограничений, оказывающих влияние на инвестиционную активность, а также описание отраслевых различий и наиболее успешных инвестиционных практик.

Респонденты
топ-менеджеры и/или собственники предприятий

Период проведения
2-23 мая 2025 год

18
углубленных полуструктурированных интервью

Резюме
необходимо выстроить институциональную рамку, способную удерживать предпринимательскую инициативу, компенсировать макроэкономические риски и минимизировать транзакционные издержки.

                                                                        

Институциональные барьеры

Макроэкономическая архитектура

▪ 20-25% - реальная стоимость заимствований (сочетание ставки НБ, банковской маржой и повышенными оценкой рисков)

▪ стоимость капитала делает финансирование экономически нецелесообразным


Институциональная разрозненность

▪ отсутствие координации между госорганами

▪ управленческая асинхронность (госуправление) приводит к наложению противоречивых норм и процедур


Ограниченность производственных ресурсов

▪ В большинстве отраслей зафиксированы проблемы с своевременным подключением к электросетям и водоснабжению, получением земельных участков, подбором технических специалистов.


Модель односторонних рисков

Бизнес берёт на себя ключевые обязательства (запуск, управление проектами и возврат инвестиций), тогда как со стороны государства отсутствуют соразмерные обязательства

Точки системного перезапуска

Стабилизация условий кредитования

▪ формирование программ субсидирования ставок

▪ запуск фондов прямых инвестиций

▪ введение механизмов проектного финансирования с госгарантиями

▪ целевой ориентир — ставка не выше инфляции + 2–4 п.п. на горизонте 5 лет


Цифровизация как институциональная трансформация

▪ отказ от поступательной оцифровки в пользу системных изменений бюрократического аппарата

▪ поддержка цифровизации бизнеса, в т.ч., внедрение ИИ, модернизация оцифровки отношений между властью и бизнесом

▪ упрощение получения земли и доступа к инфраструктуре через механизм «единого окна»


Синхронизация институтов

▪ создание координирующего центра инвестиционной политики

▪ разграничение и синхронизация функций и KPI между ведомствами

▪ формализация вертикали ответственности от министерств до регионов


Унификация условий для всех игроков

▪ формирование «общих правил игры» вместо институциональной кастовости

▪ равный доступ к оффтейк-контрактам, инфраструктуре, субсидиям и финансированию


Либерализация доступа к ресурсам и рынкам

▪ снятие запретов на экспорт (нефть, золото, газ) для увеличения инвестиционной доходности

Факторы, формирующие инвестиционные климат

Инвестиционный климат формируется под влиянием множества ограничений — необходим системный и комплексный подход

Базовая ставка
воспринимается как одно из ключевых макрофинансовых ограничений, существенно влияющее на реалистичность инвестиционных расчётов и доступность долгосрочного финансирования

Повышение ставки НДС
рассматривается как фактор, ухудшающий условия для инвестиционного планирования, в частности оборотного капитала и рентабельности проектов

Состояние финансового рынка
отмечается недостаточное развитие корпоративного финансирования и доминирующая роль отдельных институтов, в частности банка Halyk, как фактического системного кредитора для крупных проектов

Валютные риски
курсовые колебания оказывают прямое влияние на себестоимость, инвестиционные горизонты и финансовую устойчивость проектов

Цифровизация
одновременно признана как фактор потенциала (автоматизация, упрощение процедур) , так и как источник новых рисков и неравномерности доступа к цифровым решениям

Ресурсные ограничения
доступ к квалифицированным кадрам, инженерной и социальной инфраструктуре, к земельным участкам обозначен как один из ключевых факторов, ограничивающих реализацию инвестпроектов

Проблемы закупочной системы
фиксируются структурные и процедурные барьеры при участии в закупках, особенно в квазигосударственном секторе

Доверие к данным и статистике
подчёркивается устойчивый запрос на качественную, своевременную и достоверную информацию как основу для инвестиционного планирования и диалога с государством


Базовая ставка и стоимость капитала

Ожидания бизнеса

▪ Гибкая политика субсидирования процентных ставок

▪ Реформирование механизмов фискальной и кредитной политики, ориентированной на рост экономики, а не только на сдерживание инфляции

▪ Экономика нуждается в балансе между антикризисными мерами и инвестиционным импульсом

▪ Без снижения стоимости капитала — переход к устойчивому росту останется недостижимым

Высокий уровень базовой ставки выступает как структурное ограничение для инвестиционной активности в секторах с длинным циклом и умеренной доходностью

  • 16,5% базовая ставка НБ РК
  • >20% эффективная ставка
  • 25-30% эффективная ставка для МСБ

Что отрасли думают о базовой ставке
По мнению предпринимателей, инфляция плюс 2–3 п.п. – это справедливая ставка целевой коридор 10-12% при которой возможны инвестиции в долгосрочные проекты с умеренной доходностью.

Обрабатывающая промышленность, ГМК, добыча золота
«Оптимальной считается ставка в пределах 8–10%. При значениях выше 15% проекты становятся неокупаемыми.»

Энергетика
«Максимально допустимый уровень ставки — 10–11%. Даже при снижении базовой ставки проекты не получают возможности рефинансирования.»

Социальные секторы (образование, здравоохранение)
«Критична доступность финансирования под 7–9%. Общерыночные ставки на уровне 20–25% делают невозможными не только инвестиции, но и устойчивое финансирование текущей деятельности.»

Строительство
«Допустимая ставка — не выше 10%, особенно для инфраструктурных и долгосрочных проектов. Компании минимизируют сроки пользования кредитами или прибегают к внешнему финансированию под 2–3%. Ставки выше 18% делают рынок недоступным для малого и среднего бизнеса.»

Ритейл и дистрибуция
«При ставке выше 15% бизнес замораживает инвестиционные программы. Оптимальный диапазон — 6–9%. Инфляция и курсовая нестабильность дополнительно усложняют расчеты и планирование.»

Гостиничный и сервисный бизнес
«Рентабельность при ставке свыше 10% стремится к нулю. При 25% банки отказывают в кредитовании без внешних гарантий. Особенно уязвимы региональные игроки.»


Повышение НДС и инвестиционные риски

Представители бизнеса воспринимают повышение НДС как системную угрозу для устойчивости бизнес- моделей, особенно в отраслях с невысокой маржинальностью, фиксированными контрактами и социальным характером услуг.

▪ Нерентабельность проектов. В отраслях с долгим инвестиционным циклом (энергетика, строительство, туризм) небольшое увеличение НДС (на 2–4 п.п.) съедает маржу и делает многие проекты нерентабельными.▪ Риски. Потребуется пересмотр условий с рыночными контрагентами по уже заключенным договорам с учетом возможных рисков в будущем.

▪ Уход в тень. Предприниматели предупреждают, что чем выше ставка, тем ниже собираемость. Бизнес либо оптимизирует налоговую нагрузку, либо будет уходить в неформальный сектор.

▪ Утечка бизнеса в другие юрисдикции. В частности, отмечены реальные кейсы переезда компаний и ИП в Кыргызстан и Узбекистан (ниже налоговая нагрузка, процедуры проще). В онлайн-торговле и цифровых сервисах этот тренд уже оформился в устойчивую практику.

▪ Снижение доверия к государству. Бизнес, с одной стороны, признает необходимость увеличения доходной части бюджета, но с другой не видит соответствующей оптимизации госрасходов. Многие респонденты прямо заявляют «16% — это только начало. Дальше будет 20–25%, если не реформировать систему». Подчеркивается, что налоговый рост в условиях слабого спроса и дорогого капитала — это путь к стагнации.

Назад